Наши предложения
Каталог
Коллекции
Матрица конкурентных преимуществ
08.05.2021Матрица конкурентных преимуществ содержит предельно концентрированную информацию, дает обобщенное представление о конкурентной позиции скрытых чемпионов Последнюю следует признать первоклассной. Очевидно, что скрытые чемпионы имеют не одно, а несколько стратегических конкурентных преимуществ. По крайней мере для пяти параметров — качества продукта, близости к покупателю, своевременности доставки, консультирования и соотношения «затраты — эффективность» — характерно сочетание выше средней значимости соответствующего параметра для потребителя с выше средней конкурентоспособностью, демонстрируемой скрытыми чемпионами. Скрытые чемпионы вне конкуренции и по таким важным для клиентов показателям, как «обслуживание» и «системная интеграция».
Ситуация с параметром «цена», однако, совсем другая. При его значимости для потребителя чуть выше средней конкурентоспособность скрытых чемпионов по этой позиции очень слабая. Цена является стратегической конкурентной слабостью (strategic competitive disadvantage) скрытых чемпионов. Это совпадает с нашим выводом о том, что скрытые чемпионы преимущественно используют стратегию премиальных наценок и не занимаются ценовой конкуренцией. Однако слабая конкурентная позиция по ценам в принципе допустима, так как она компенсирована многочисленными конкурентными преимуществами, связанными с качественными характеристиками продукта. Так что же дает патент на изобретение? Обратим внимание еще и на тот факт, что показатель «затраты — эффективность», т.е. то, какую ценность потребитель получает за свои деньги, у скрытых чемпионов выглядит благоприятно. Это указывает на сбалансированное соотношение стратегических плюсов и минусов.
Остальные параметры менее значимы для потребителя, а скрытые чемпионы обладают по ним более низкой конкурентоспособностью. Впрочем, отраженная в матрице ситуация с патентами конечно же типична не для каждой компании. В данном случае мы рассматриваем средние показатели. Ситуация выглядит совсем иначе в НИОКР-интенсивных отраслях с большим количеством патентов. Зато в других секторах патенты не играют существенной роли. Такая неоднородность секторов и проявляется в низкой степени средней значимости и средней конкурентоспособности. То же самое можно сказать и о рекламе, которая относительно маловажна для многих скрытых чемпионов, так как они поддерживают прямые контакты со своими покупателями. В противоположность этому реклама очень важна для товаров повседневного спроса Ifast-moving consumer goods — FMCG. Средние показатели только частично способны достоверно описать ситуацию.