Наши предложения
Каталог
Коллекции
Исторические совпадения с искусством
03.12.2020Искусство шестидесятых годов, отчасти в порядке реакции на субъективную риторику абстрактного экспрессионизма, выступило в основной своей массе с решительно антипсихологистских позиций и перенесло внимание на готовые образы культуры, как поп-арт, или на предзаданные геометрические формы, как минимализм. В то же время с обращением минималистов, представителей процессуального искусства и перформанса к феноменологии наметился возврат искусства к телесному субъекту, подготовивший, в свою очередь, возврат к психологическому субъекту в феминистском искусстве. Эти тенденции, однако, были двойственными, и, обращаясь к психоанализу, феминистки использовали его, обычно в критическом ключе, «как мишень» (согласно девизу режиссера Лоры Малви) в борьбе с пронизывающей учение Фрейда патриархальной идеологией. В самом деле, Фрейд связывал женственность с пассивностью, и изложенный в его знаменитом описании эдипова комплекса конфликт отношений, в котором мальчик проявляет желание к матери, за что наказывается отцом, не имеет параллельной версии для девочки, откуда можно заключить, что женщина в данной схеме не может рассчитывать на статус полноценного субъекта. Через нехватку, выраженную кастрацией, представлял себе женщину и французский психоаналитик Жак Лакан
Разумеется, критика Фрейда и Лакана возможна, причем она шла нетолько извне, но и изнутри психоанализа. Художники и критики контактировали с представителями других его школ, в частности с «объектно ориентированным» психоанализом, разработанным английскими исследователями Мелани Кляйн (1882-1960) и Д. В. Винникотом (1896-1971) и повлиявшим на эстетиков Адриана Стоукса (1902-1972) и Антона Эренцвейга (1909-1966), а также, косвенно, на восприятие работ художников — например, Генри Мура и Барбары Хепуорт. Вместо преходящих доэдиповских стадий (оральной, анальной, фаллической и генитальной), которые выделял в развитии ребенка Фрейд, Кляйн усмотрела в нем позиции, сохраняющиеся и во взрослой жизни. С ее точки зрения, эти позиции определяются врожденными фантазиями ребенка, вызывающими резкую агрессию по отношению к родителям и в тоже время гнетущий страх агрессии с их стороны — постоянное колебание между деструктивным настроем и жалостью к себе.
Устраиваетесь на работу? Галограммы в медкнижку можно заказать в компании Rushologram. Это поможет сэкономить время и получить подлинный документ в кратчайший сок.
По мнению ряда критиков, эта версия психоанализа повлияла на состоявшийся в девяностые годы поворот от вопросов сексуального желания в его связи с устройством общества к теме телесных влечений в их связи с жизнью и смертью. После «моратория» на изображение женщин в феминистском искусстве семидесятых — восьмидесятых годов выкладки Кляйн подсказали путь возвращения тела, часто в поврежденной, дефектной форме. Особое внимание этого учения к травме, как личной, так и коллективной, вывело на первый план «жалкое» тело и привлекло художников и критиков к поздним работам французского психоаналитика Юлии Кристе- вой (род. 1941) . Социальные факторы — прежде всего эпидемия СПИДа — также способствовали распространению эстетики скорби и меланхолии. В настоящее время психоанализ сохраняет значение в качестве инструмента критики и истории искусства, однако его роль в художественной практике весьма неопределенна.