Наши предложения
Каталог
Коллекции
Гофрокороб
15.11.2016Я должен похвалить режиссеров Мансурова и Светлова за выбор материала: Салтыков-Щедрин - отличный материал для работы. Это поразительный писатель, совершенно выпавший, к сожалению, из поля зрения современной молодежи. Так же несправедливо забыт сейчас Герцен. В Салтыкове-Щедрине кроме огромного таланта поразительны философская глубина и остроумие. То, что делал сегодня Валерий Малышев, было очень в духе Салтыкова-Щедрина. Главное в характере Иудушки - святая, чудовищная пустопорожность. Это та библейская тощая корова, которая, сожрав семь толстых, толще не стала,- все может сожрать. Тартюф, Иудушка - одна линия великих лицемеров. Пожалуй, Иудушка среди них - самый зловещий по гибельности результатов своей деятельности.
Малышев понял гофрокороб Иудушки и в воплощении его был точен. Это очень важно для актера: быть точным и в замысле и в мельчайших деталях. Здесь я опять должен похвалить режиссеров: они заставили всех артистов выучить точно текст романа. Должен заметить, что по художественному качеству речевые характеристики у Салтыкова-Щедрина неравноценны: тексты Иудушки феноменальны, а тексты остальных действующих лиц не так точно написаны, характерность в них бледнее. И все-таки точно выученный текст - начало работы актера над классикой.
Классика точна: «Кавказ подо мною»,- пишет Пушкин. «Предо мною»,- было бы не точно; «подо мною»- все ясно. В двух словах предстает вся обширность пейзажа. Тем более если речь идет о характерах людей, об их речевой характеристике. Классическое произведение, как правило,- блистательная записная книжка великого художника, где нельзя изменить ни одного слова. У нас же часто на театре артисты говорят: мне эта фраза неудобна, я хотел бы ее изменить. Слабогрудые режиссеры поддаются на их уговоры, и вот начинают приспосабливать сложнейший, выстроенный язык к привычному говорку, к обывательской отсебятине. Искусство кончается, начинается пошлость.