Наши предложения
Каталог
Коллекции
Теория концептуального искусства
02.09.2020Джозеф Кошут предложил собственную теорию концептуального искусства, представляющую собой догматический синтез различных, часто противоречащих друг другу направлений модернизма от Дюшана до Рейнхардта (по мнению Кошута, реди-мейды Дюшана были «началом современного искусства», так как в них сущностью искусства стал «не внешний вид произведения, а его концепция»). В работе «Один и три стула» (1965) Кошут расширяет метод реди-мейда, вводя в него трехчленную схему отношений (объект, лингвистический знак и фоторепродукция), а в работах, подобных «Второму исследованию», применяет на практике свой тезис (сформулированный в тексте «Искусство после философии» ), согласно которому произведение искусства есть «(Высказывание, представленное в контексте искусства как комментарий к искусству».
Опираясь на лингвистические модели, законы математики и принципы логического позитивизма, Кошут определяет свой проект как «Исследование оснований понятия „искусство" в том значении, которое оно приобрело», распространяя это определение на концептуальное искусство в целом. Однако, будучи справедливой по отношению к его собственным исследованиям, эта строго аналитическая формула едва ли применима к другим художественным практикам, возникшим в этот период. Один из художников, явно не вписывающихся в позднемодернистскую догму Кошута, — это Джон Балдессари.
Зарегистировался в казино Франк? Тогда жми сюда и получай щедрые подарки от игрового клуба.
Вместо того чтобы, подобно Кошуту, превращать Дюшана в доктрину, Балдессари берет на вооружение субверсивные аспекты его искусства и обращает их против той ложной ортодоксии, признаки которой быстро начал приобретать концептуализм как новое доминирующее направление в искусстве. В своих книгах и картинах Балдессари предвосхищает и с присущим ему антихудожественным юмором разоблачает эту новоявленную псевдоконцептуальную догматику.