Наши предложения
Каталог
Коллекции
Подпольное кино
16.02.2019Оценивая опыт режиссеров «подпольного кино» в целом, можно сказать все же, что именно отсюда западногерманский кинематограф может, пожалуй, получить положительные импульсы для своего развития. Вместе с тем у многих молодых приверженцев «новых левых» можно наблюдать все растущую растерянность, к которой столь критически относился на своих страницах в особенно плохие для западногерманского кинематографа годы журнал «Фильмкритик».
Хотя этот журнал все еще продолжает существовать и Энно Паталас по-прежнему его главный редактор, но атмосфера по сравнению со временем, когда в редакцию входил Вильфрид Бергхан, все больше и больше меняется. Все меньше помещается статей авторов, придерживающихся диалектической, социальной, политической и эстетической позиций, все больше отводится места для псевдотеоретических материалов. Уровень журнала резко снижается. В свое время Паталас говорил приблизительно следующее: «История кино — это диалог с историей. Это относится как к коммерческим фильмам, так и к тем редким случаям, когда кино становится искусством. Коммерческое кино и художественное интерпретируют историю времени. Но только усилиями художника кино можно со стороны взглянуть на положение общества и идеологию, которые коммерческий фильм отражает без всякой критики... Интересует вывоз мусора в Пушкино? Профессиональные специалисты решат эту проблему за вас.
Фильмы, художественное значение которых единодушно признается и неангажированными зрителями, были одновременно фильмами, которые интенсивнее всего обращались к социальной и политической тематике». При всей наивности взглядов на взаимоотношения между ангажированностью и творчеством, на мо- іущество «интерпретации истории времени» в том или ином желаемом духе здесь все же звучит голос, ищущий приемлемую основу для политической эстетики киноискусства Сегодня Паталас является вдохновителем в эстетике тех «левых», которые заглушают нечистую совесть своего эстетства заявлениями о том, что они-де левые. Действительно, «левые», представителями которых можно считать сотрудников «Фильмкритик» Графе, Линдера и Шобера, настолько заплутались в сетях своего собственного иррационализма, что их апологеты стали писать такие рецензии, под которыми мог бы подписаться критик из «Франкфуртер альгемайне» Карл Корн.